Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Виктор КУБЕКА

«Ревизская сказка» на новый лад

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mailВиктор КУБЕКА

Вспомним литературную классику. Незабвенный Павел Иванович Чичиков, пользуясь тем, что в те времена помещики периодически обязаны были подавать в органы власти списки своих крепостных (эти списки и назывались ревизской сказкой), решил значительно поднять свое общественное реноме, скупив у коллег души мертвые. Этим самым он при весьма малых издержках хотел значительно увеличить свое «подушное» состояние.

Нынче подобные «ревизские сказки» мы получаем каждый месяц. Правда, называются они несколько иначе — «жировками». Специалисты-языковеды, конечно, по-своему объясняют этимологию этого названия. У большинства же простых людей, особенно в последнее время, оно ассоциируется со словом «жировать». Потому что суммы, прописанные в них, а больше всего — назначение платежей как раз и наводят на такое толкование: чтобы коммунальники могли безбедно существовать, имея не только кусок хлеба, но и толстый слой масла на нем. Те же позиции, за которые приходится платить, иначе как «ревизской сказкой» и не назовешь. Судите сами.

Техническое обслуживание квартиры в 66 квадратных метров, которое якобы осуществляет районное ЖРЭУ, обходится хозяевам ежемесячно почти в 66 тысяч рублей. Однако что под этим обслуживанием подразумевается, понять просто невозможно. Техник ЖЭУ за четверть века в ней был лишь однажды, когда соседи сверху залили почти весь подъезд. И то его едва дозвались. Сантехники, когда потребовалось поменять потекший вдруг полотенцесушитель в ванной комнате, возились полдня, а потом показали счет за работу, объяснив, что они работают от «Водоканала» и их операция в «жировку» не входит.

Вторая позиция «жировки» — капитальный ремонт — уже давно стала притчей во языцех, поскольку толком так никто и не может объяснить людям, куда деваются и где накапливаются средства, отчисляемые на него. Тайна сия покрыта коммунальным мраком.

С оплатой за водоснабжение, теплоснабжение и канализацию еще можно согласиться, поскольку здесь многое зависит от показаний счетчиков: сколько использовал — за столько и заплати. С нововведением же за оплату лифта вышел явный перебор. В январских «жировках» она рассчитана от количества проживающих в каждой квартире. А вот за техническое обслуживание подъемника решили исчислять в зависимости от площади квартиры. Связь тут, конечно, как в той частушке: «У машины свисток медный — мой миленок кучерявый».

Хотя и с критерием от количества проживающих не все ясно. Как известно, освобождаются от лифтовой «повинности» лишь жители первых этажей. А те, кто живет на втором и на десятом, будут платить одинаково. Но поскольку в «жировках» появилась в качестве дополнительной услуги «возмещение затрат на электр. работу лифта», то нетрудно предположить, что затраты электроэнергии при подъеме на разные этажи тоже будут разными. И тем, кто живет пониже, придется платить и за жителей верхних этажей.

Много «сказочного» в платежке за коммунальные услуги и по другим позициям. Особенные заморочки — с санитарным содержанием. Что значит оно, тоже можно лишь догадываться, поскольку никакой расшифровки нет. Надо полагать, речь идет об уборке лестничных площадок и подъездов. Еще в недавние времена коммунальники напрочь отказывались своими силами поддерживать здесь это самое санитарное состояние, ссылаясь на то, что за порядком в подъездах должны следить сами жильцы. Поэтому на каждом этаже вывешивались графики дежурств, которые нередко нарушались, что вызывало споры и даже ссоры соседей. Потом вдруг появились фирмы и фирмочки, которые с легкостью необыкновенной предложили оказывать эту услугу. И во многих домах время от времени появлялись пожилые тети, машущие веником по лестницам и площадкам. До влажной уборки, хотя она обозначалась в договорах, почти никогда не доходило.

Но тут опомнились коммунальники. Это ж можно взять немалые и легкие деньги, не прилагая больших усилий. И стали отшивать конкурентов. Скажем, в могилевском ЖЭУ-12 частникам, убирающим подъезды в одном из домов, поставили условие: если хоть один из жильцов выскажется против вас, то, как говорят, освободите помещение.

А игра, что называется, стоит свеч. Лишь по приблизительным подсчетам, только с одного подъезда типовой десятиэтажки якобы за уборку его, хотя, честно признаться, старушку-уборщицу можно видеть в годы-ряды и только с веником в руках, но отнюдь не со шваброй, коммунальники имеют два миллиона рублей. С четырехподъездного дома — восемь. Конечно, такой зарплаты старушка не получает. Тогда, как писал поэт, «где деньги, Зин?».

Надо полагать, они — в девятнадцати (!) позициях «расшифровки» фактических затрат по техническому обслуживанию дома. Но и тут сплошная «ревизская сказка». Чего стоит только освещение мест общего пользования, на которое ушло в январе без малого два миллиона рублей. Это значит, освещение на лестничных площадках, в общих коридорах, при входе в подъезд и т. д. Что ж, дело нужное. Не тыкать же в темноте ключом в поисках замочной скважины, особенно в долгое зимнее время.

Однако как оно, это освещение, устроено? Раньше включением лампочек «командовало» фотореле: стоило попасть в его поле зрения — и свет загорался. Теперь же электроаппаратура работает в постоянном режиме. А зачем заботиться об экономии, если за все жильцы заплатят? Да и электрику забот поменьше. Уже в нынешнем году трижды пришлось менять на лестничной площадке лампочку: перегорает. Как-то раньше неоднократно делал заявку в ЖЭУ, чтобы проверили проводку. Но электрик приходил не ее смотреть, а… поменять ту же лампочку. Через неделю-полторы впору было вызывать его снова.

Уже стало привычным, что наибольшее количество жалоб и нареканий поступает в органы власти на работу коммунальных служб. Это принимается почти как должное. И отвечают на них по принципу средней температуры по больнице, которая, как известно, не дает объективной картины самочувствия каждого больного в отдельности. Так и в коммунальной сфере. Пока не будут выработаны объективные и понятные критерии оплаты за каждую из оказываемых коммунальниками услуг, до тех пор «жировки» будут ассоциироваться с «ревизскими сказками». Никто не оспаривает ту истину, что за удобства и обслуживание платить надо. Даже, надо полагать, и сумма этих платежей оспариваться не будет. Главное знать: за что?