Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

Культура

Волшебный замок Игоря Казакова

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Евгений БУЛОВА.

В этом году, между прочим, исполнилось 35 лет со дня первой постановки в Могилевском областном театре кукол. В далеком 1977-м зрители неистово аплодировали рыжему Тигренку Петрику, появившемуся на сцене в одноименном спектакле по пьесе Г. Янушевской и Я. Вильковского.

С тех пор много воды утекло… Сегодня эмоциями в зрительном зале Могилевского театра кукол в основном управляет молодой творчески активный главный режиссер Игорь Казаков, который в своей работе… Нет, пусть об этом он сам и расскажет: во-первых, нет ничего дороже информации из первых уст, во-вторых, наш сегодняшний гость «МВ» к тому же еще и незаурядный артист. Как говорится, ему и карты в руки.

– Сейчас у нас заканчивается первый полноценный сезон в новом театре (не так давно завершилась его реставрация – авт.). Вначале мы осваивались, привыкали, выжимали все, что могли, в техническом и творческом отношении. Теперь вот расширяем труппу, набираем новых молодых артистов. Они заканчивают минские вузы и приезжают к нам работать.

– Делаете ставку на молодежь?
– Любой театр, как известно, строится на трех поколениях: крепкие ветераны, средняки и молодая кровь. С молодежью достаточно долгий период времени был дефицит, но сейчас, похоже, новые театральные стены вызывают доверие и уважение.

– Молодежи, наверное, полезно бы еще раз напомнить о тех, кто создавал авторитет театру.
– Да, это замечательные мастера, гордость нашего театра, этакие настоящие матерые кукольники – Галина Борисова, Наталья Бочкарева, Николай Стешиц, Наталья Суворова, Татьяна Зеликова…

– Слово «кукольник» звучит как-то непривычно, вроде как жаргон из прошлого…
– Это потому, что профессия становится редкой. Есть такой замечательный художник Александр Вахрамеев, который у нас много спектаклей поставил, так вот он, если хотите, запатентовал слово «кукольщик» – вроде как актер и в то же время как шахтер, угольщик. Емкое слово, во многом отражающее суть нашей профессии, в которую мы стараемся вовлечь молодежь.

– Но все-таки существует устойчивое мнение, что выпускники столичных вузов с большой неохотой едут в провинцию.
– Вы знаете, понятия «театр» и «провинция» – вещи несовместимые. Совершенно не важно, где театр находится, главное – как он работает, какие возникают творческие идеи. В том году мы запустили проект «Другая сцена», где у нас такая своеобразная кухня, лаборатория, там пробуют себя интересующие нас студенты.

– Скажите, пожалуйста, а ваши актеры капризные?
– Конечно. Актер – это же личность... Но главное, чтобы этот каприз работал на сцене. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы наша труппа была коллекцией самородков.

– Новые актеры – это всегда интересно, и уж тем более – новые спектакли. Кстати, ваша постановка «Дзівосныя авантуры паноў Кубліцкага ды Заблоцкага» – очень любопытное, увлекательное зрелище.
– Премьера была в конце позапрошлого месяца. Прошла премьера этого спектакля и в Люблине. А вообще, репертуарный вопрос – наиглавнейший, со следующего года у нас начнут появляться спектакли для зрителей всех возрастов.
– Тогда, может быть, попытаетесь нарисовать портрет именно вашего зрителя? Как он выглядит?
– Считаю, что, как и любви, театру должны быть все возрасты покорны. Вот поэтому теперь мы все активно работаем над тем, чтобы как можно больше расширить нашу зрительскую аудиторию. Говорил и продолжаю говорить: мы ломаем стереотип, представляющий театр кукол как нечто, связанное с «Калыханкай». Нет! Наш театр – это огромное многообразие форм, выразительных средств, это мировой контекст театра кукол, огромная история, богатейшая палитра… Мне очень интересно работать на молодежь, на студенчество, говорить о современности для тех людей, которые стоят напротив нас на остановке (рядом с театром находится остановка общественного транспорта – авт.). Мне интересно переплетение жанров, интересен театр предмета, театр анимации, видео, флэш… Мой театр – это тот, который вбирает все творческие формы под куполом театра кукол. Хотелось бы, чтобы приходили все. Поэтому детский спектакль будем делать обязательно! Подростковая тематика – обязательно, спектакль для взрослых – обязательно!

– Не скрою, мне очень импонирует тембр вашего голоса, манера говорить, чувствуется даже какая-то магия. Наверное, актер Игорь Казаков – это не просто совпадение с известной фамилией…
– Сейчас такой момент, чтобы, дай Бог, получилось что-то одно. Тяжело быть играющим тренером. Хотя режиссура – это такая профессия, где мне удается реализовывать и все свои несыгранные роли.

– Чья работа на этом поприще является для вас эталоном?
– Мне всегда нравился Андрей Тарковский, именно его фильмы. Кустурица, Феллини… Но очень большое значение имеет и сама личность режиссера, мне важен, интересен тот путь, который выбирает художник. Поэтому с огромным интересом слежу за Вернером Херцогом и пытаюсь идти его путем – борьба с отсутствием времени, с отсутствием бюджета, борьба с обстоятельствами. Это как на берегу моря лепить замок, который то и дело смывает водой. Он исчезает, а ты все начинаешь заново – лепишь, лепишь, лепишь…

– У вас такая завидная целеустремленность. Где силы черпаете?
– Наверное, помогает спорт. Люблю единоборства, в свое время занимался греко-римской борьбой. Вдохновляют на творчество работы коллег, кино, музыка, изобразительное искусство, литература, природа… Сама жизнь вдохновляет. Но больше всего меня волнует человек, его душа. Мне кажется, мой театр – про жизнь, про всех нас, людей.