Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

КУРСЫ ВАЛЮТ

Официально

Четкость и гибкость

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Дмитрий ЛЕПЕЙКО.

8 июля налоговая служба нашей страны отмечает свой профессиональный праздник. Накануне Дня работников налоговых органов мы побеседовали с начальником инспекции Министерства по налогам и сборам по Могилевской области Иваном Кожемяко.

– Иван Иванович, сформулируйте, что собой сегодня представляет налоговая система?
– Современная налоговая система – это один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики, четко работающая государственная структура. В то же время она должна проявлять гибкость, обеспечивая безусловное наполнение бюджета и создавая благоприятные условия для деловой активности и предпринимательской инициативы. Приведу лишь одну цифру: налоговая служба обеспечивает 3/4 доли консолидированного бюджета.

– И как же на практике это обеспечивается?
– Для этого у налоговых органов имеется такой важный инструмент, как налоговое законодательство. В 2017 году Главой государства принят ряд законодательных актов, которыми предусмотрены налоговые преференции, упрощение налогового администрирования, установлен запрет до 2020 года на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин).
Наверное, самым главным документом в этом ряду является Декрет Президента Республики Беларусь от 31.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства». Цель Декрета, так же, как и других принятых законодательных актов, – развитие предпринимательской инициативы и повышение деловой активности населения через упрощение административных барьеров, поддержание стабильного уровня налоговой нагрузки на бизнес. В конечном итоге все эти меры должны стимулировать направление денежных средств в развитие производства и создание рабочих мест.

– Изменяющиеся в стране экономические процессы наверняка влияют и на деятельность налоговых органов? Поделитесь, что-то изменилось в стратегии развития налоговой службы?
– Спасибо за хороший вопрос. Конечно, изменилось. Сегодня налоговая служба демонстрирует новые подходы к работе, успешно взаимодействует с налогоплательщиками. Одним из приоритетных направлений стратегического развития налоговой службы определено такое направление, как создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств и повышение эффективности по налоговому администрированию.
Строго следуя своей стратегии, налоговые органы в своей работе используют предупредительные, профилактические меры, позволяющие снизить уровень вмешательства в работу плательщика.
За последние годы налоговая служба сделала большой шаг вперед в развитии электронных сервисов.

– И как же они упрощают жизнь налогоплательщикам?
– Начнем с того, что в настоящее время на официальном сайте МНС имеется 20 электронных сервисов. Они позволяют плательщикам получить множество разнообразной информации, а также без посещения налогового органа заполнить и отправить необходимые документы. Количество плательщиков, использующих электронный формат взаимодействия с налоговыми органами, неуклонно растет. В Могилевской области количество таких плательщиков на текущий момент составляет более 70% от общего числа, состоящих на налоговом учете.
Реализованы такие востребованные плательщиками электронные сервисы, как Центр информирования; проверка оплаты на портале; запись на прием к руководству; проверка электронного документа.
Среди самых последних разработок – мобильное приложение МНС, а также форум налоговых органов, с помощью которого плательщики имеют возможность в свободной форме задать интересующий вопрос по заявленной теме и получить на него ответ.
Сделаны первые шаги по созданию комфортных условий получения различных налоговых услуг при непосредственном посещении налоговых инспекций. В одной из инспекций области – это инспекция по Октябрьскому району города Могилева – создан центр обслуживания плательщиков с использованием системы электронной очереди. В ближайшей перспективе планируется создание таких центров еще в инспекциях по городу Бобруйску и по Ленинскому району г.Могилева.

– О каких еще новшествах стоит упомянуть?
– В нашей стране активно развивается институт налоговых консультантов. Это специалисты, которым для начала индивидуальной практики необходимо сдать экзамен в Министерстве по налогам и сборам, заключить договор. Затем вступить в палату налоговых консультантов и оказывать консультативные услуги населению. Теперь у налогоплательщика есть выбор: обратиться в государственную налоговую службу или за платной консультацией. Причем во втором случае человек также защищен от некачественной услуги. Ведь каждый консультант заключает страховой договор. В Беларуси уже работают налоговые консультанты, в том числе и один – в Могилевской области. Данное начинание, уверен, будет востребовано бизнес-сообществом. Ведь, в первую очередь, оно призвано экономить время делового человека, что порой синонимично экономической выгоде.

– Ведение бизнеса упрощается, количество налоговых проверок сокращается. Как удается контролировать бизнес?
– Как я уже сказал, работа налоговых органов направлена, в первую очередь, на добровольное исполнение плательщиками своих обязательств, проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства.
Главной новацией 2018 года для плательщиков и налоговых органов стал отказ от системы плановых проверок. Проведение выборочных проверок возможно только с 2019 года, но при условии наличия комплекса серьезных оснований. При этом в ходе такой формы контроля будут подлежать изучению только те факты, которые послужили причиной для назначения внеплановой проверки конкретного проверяемого субъекта.
В текущем году работа контрольных подразделений налоговых органов направлена на проведение тематических оперативных проверок в связи с ликвидацией субъекта, на проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования, в том числе по возбужденным уголовным делам и по делам, находящимся в производстве судов. Не останутся без внимания плательщики, работающие с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, также будем реагировать на случаи поступления достоверной информации о нарушении плательщиком законодательства.
Все большую актуальность приобретает камеральный контроль за деятельностью плательщиков, проводимый налоговыми органами посредством автоматизированной информационной системы «Учет счетов-фактур».

– Расскажите подробнее.
– Два года на «вооружении» инспекций состоит Портал электронных счетов-фактур. Это информационная система, содержащая информацию о хозяйственных операциях, совершаемых плательщиками налога на добавленную стоимость и иными обязанными лицами.
Инспекциями в ходе камерального контроля используются сведения электронных счетов-фактур, которые содержат информацию, ранее доступную только в ходе выездных проверок. После введения электронных счетов-фактур стало возможным сопоставление объемов покупок и продаж, дат первичных учетных документов и дат отражения операций в налоговой базе, проверка фактов необоснованного принятия налоговых вычетов по покупкам, профинансированным из бюджета, принятие налоговых вычетов повторно.
По результатам камерального контроля инспекциями области в адрес плательщиков направляются уведомления с предложением о представлении дополнительных сведений, пояснений, документов, обязательность представления которых установлена законодательством, или уточнения данных налоговых деклараций.
По уточненным налоговым декларациям за 2017 год в бюджет поступило 18,7 млн. руб., а эта сумма сопоставима с бюджетами трех районов – Краснополье, Чериков и Хотимск, за 6 месяцев 2018 года – 13,8 млн.руб.
А для субъектов хозяйствования АИС «Учет счетов-фактур» является инструментом самоконтроля, создающим возможность проверить себя, оперативно найти неточности, исправить ошибки и, как результат, избежать проведения со стороны налоговых органов контрольных мероприятий по фактам выявления отклонений.

– Какое отношение к неплательщикам налогов, их знают в лицо?
– В текущем году, так же, как и в 2017, инспекции Могилевской области проводят огромную работу, направленную на минимизацию задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом. На 1 января не обеспечили полное исполнение своих обязательств 33 субъекта хозяйствования и 385 физических лиц на общую сумму 2,2 млн. руб., или 0,2 процента к годовому плану доходов. На последнюю отчетную дату 2018 года (на 01.06.2018) не обеспечили полное исполнение своих обязательств 48 субъектов хозяйствования и 393 физических лица на общую сумму 2,7 млн. руб.
На уровне законодательства в Налоговом кодексе прописана норма, обязывающая налоговые органы размещать на официальном сайте Министерства по налогам и сборам перечень плательщиков, имеющих налоговую задолженность. Эту информацию мы публикуем ежемесячно. Страна должна знать своих «героев».

– Как вы оцениваете взаимодействие с исполнительной властью и другими государственными органами?
– Обеспечению главной задачи – выполнению доходной части бюджета всех уровней и минимизированию задолженности по платежам в бюджет способствует плодотворное взаимодействие с исполнительной властью и государственными органами. Скажу откровенно: без взаимодействия достижение такой высокой цели невозможно. Более того, во взаимодействии заинтересованы все стороны и в результате выигрывают все.

– Иван Иванович, после проведения оптимизации системы госорганов как изменился численный состав сотрудников налоговых органов Могилевской области?
– Процессы оптимизации конечно же затронули и налоговые органы. При проведении оптимизации органов государственного управления в 2013 и 2017 годах численность госслужащих инспекций области уменьшилась на 55,2%. Количество инспекций уменьшилось на 13 в результате присоединения – их в настоящее время 12, включая инспекцию по Могилевской области.
За этот период значительно изменился и кадровый потенциал. Сегодня в налоговых инспекциях Могилевской области работают 619 сотрудников, из них – 521 государственный служащий.

– Какова структура персонала инспекций?
– Из числа государственных служащих 84,9% женщины. Средний возраст госслужащих составляет 40 лет, что указывает на то, что остались работать самые опытные и трудоспособные специалисты.
Уровень специалистов с высшим образованием в инспекциях Могилевской области сейчас составляет 99,8%. Только 1 специалист имеет среднее специальное образование (обучается в вузе).

– Приведенные вами данные указывают, что в инспекциях работает значительное количество и молодых специалистов в возрасте до 30 лет. Выдерживают ли они нагрузку наравне с более опытными кадрами?
– Молодые кадры достойно выдерживают нагрузку и справляются со своими обязанностями.
Молодые сотрудники в возрасте до 30 лет составляют 7,9% от общего количества сотрудников. Это, безусловно, наш резерв, наше будущее, и большинство из них уже обладают новыми знаниями и навыками, полученными на базе современных технологий налогового администрирования. Для них есть все возможности реализовать профессиональные знания.
Я хотел бы пожелать им быть целеустремленными, не останавливаться на достигнутом и постоянно ставить перед собой новые цели и задачи, идти «в ногу» со временем, поддерживать свои знания в актуальном состоянии и совершенствоваться.

– Для любого специалиста мотивацией в работе являются карьерный рост и поощрение за выполняемую работу. С первой частью мы разобрались – для карьерного роста все имеют равные шансы, не замеченным мотивируемый работник, в том числе и молодой специалист, не останется. А как поощряется эффективный труд?
– Для мотивации эффективного труда работников, поддержки их инициативы, распространения передового опыта работы в налоговых органах создана система поощрений. Лучшие работники налоговых инспекций по ходатайству своих коллективов представляются к награждению различными наградами.
В текущем году за заслуги в профессиональной деятельности, личный вклад и достигнутые результаты в работе 2 работника нашей области награждены государственными наградами. Различными наградами Министерства по налогам и сборам, областной налоговой инспекции и наградами областных и районных органов власти отмечено 83 сотрудника.
Фотографии лучших сотрудников размещены на республиканской и областной Досках почета.

– А как вы относитесь к спорту? Не понаслышке знаю, что ваши работники активно занимаются спортом и участвуют в различных спортивных мероприятиях.
– Не секрет, в работоспособности человека важную роль играет оптимальное сочетание умственной и физической деятельности, занятие спортом укрепляет силу воли и дисциплинирует людей, ну и самое главное – спорт приносит здоровье. Поэтому занятие спортом у нас всячески приветствуется и поощряется.
Есть у нас и спортивные достижения. В этом году сборная команда инспекций области в 7-й раз заняла первое место в Республиканской спартакиаде среди работников налоговых органов. А на туристическом слете среди инспекций страны завоевали почетное третье место. Кроме того, команды инспекций активно принимают участие и в различных спортивных региональных мероприятиях.
Считаю, что такие мероприятия не только сближают людей, но формируют дружную крепкую команду единомышленников.

– Какие слова вы хотели бы сказать своим работникам в канун профессионального праздника?
– Я хочу поздравить всех, кто посвятил свою жизнь такой важной профессии, от которой зависит финансовая независимость и безопасность нашей страны. Как бы громко ни звучали эти слова, они все равно не в полной мере отражают беззаветный труд работника налоговой службы во имя государства.
Хочется выразить огромную благодарность всем сотрудникам инспекции и уважаемым ветеранам налоговой службы – за высокий профессионализм, преданность профессии, компетентность, ответственность, умение трудиться, не жалея сил, которые помогали и помогают нам справляться с самыми непростыми задачами, идти в ногу со временем.
Пусть в ваших сердцах всегда живет любовь к делу, которому вы служите. Здоровья вам и счастья, тепла и уюта в ваших домах, понимания и поддержки близких, удачи во всех ваших делах и начинаниях.