Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

КУРСЫ ВАЛЮТ

Отдых, развлечения, туризм

Писатель Сергей АНТОНОВ: «Постапокалипсис – беспроигрышный вариант!»

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Дмитрий ЛЕПЕЙКО

В начале февраля в книжные магазины России, а теперь уже и Беларуси поступил роман Сергея Антонова «Темные туннели» из серии «Вселенная Метро 2033». Стартовый тираж книги - 80 тысяч экземпляров, но по результатам продаж в первые недели в издательстве приняли решение о допечатке. Тысячи читателей, увлеченно следящих за приключениями и сражениями в московском метро в постядерном 2033-м году, не подозревают, что автор «Темных туннелей» – быховчанин, за время написания романа в самом метро ни разу не побывавший.

- «Темные туннели» - ваш первый опыт в жанре фантастического боевика. Что побудило пойти на такой эксперимент?
- Мне больше по душе мистические триллеры. Любимыми авторами всегда были Гоголь, Булгаков и Стивен Кинг. До участия в проекте «Вселенная Метро 2033» я писал то, что хотел и вполне успешно продавал издательствам свои рукописи, но их тиражи не превышали десяти тысяч экземпляров.

Сегодня авторам очень сложно пробиться в хорошее издательство. Лично я для этого, по мере возможности, участвую в конкурсах, которые проводятся издательствами в интернете. Если хочешь издаваться, то следует ориентироваться на сюжеты, которыми интересуется читатель, а издательствам это виднее. Постапокалипсис, в этом смысле, беспроигрышный вариант: спрос читателей на описание будущего человечества очень велик.

В условиях объявленного конкурса не было ни слова ни о фантастическом боевике, ни об авторе бестселлера «Метро 2033» Дмитрии Глуховском. Издательство АСТ просто искало тех, кто пишет в жанре готики и фэнтези. Определенный опыт в этой области у меня есть, поэтому я и послал образцы своих текстов. Лишь после отбора стало известно, что работать придется в жанре фантастического боевика. Поначалу собирался отказаться, но, прочитав книгу «Метро 2033», понял, что описаний полетов на другие планеты и стычек с инопланетянами от меня не потребуется. Подкупило умение Глуховского фантазировать, не слишком отрываясь от реальности.

Потом были переговоры с редактором издательства АСТ. Я предложил свой вариант синопсиса. Оказалось, что он вполне приемлем для мира, созданного в романе «Метро 2033». Таким образом «Темные туннели», в какой-то мере, продолжение моей авторской концепции, видение постядерного мира с точки зрения любителя мистики Сергея Антонова.

- Насколько жесткими были заданные издательством и форматом проекта рамки авторской свободы?
- Ограничения были минимальными. Действия героев должны были быть связаны с метро, а перипетии сюжета не противоречить тому, что описал Глуховский. Персонажи «Темных туннелей» хоть и действовали самостоятельно, но, путешествуя по московской подземке, не могли не пересекаться с героями романа «Метро 2033». В точках этих пересечений от меня требовалась предельная внимательность: например, если у Дмитрия на станции Площадь Революции обосновались приверженцы коммунизма, то поселить там, скажем, скинхедов я не имел права.

Такие ограничения ничуть не смущали – в московском метро предостаточно станций и таинственных уголков, нуждающихся в описании. Так что тесноты не ощущалось. Более того – мне пришлись по душе отдельные сюжетные «хвосты» оставленные Дмитрием Глуховским. В «Темных туннелях» я их развил так, как хотелось мне.

- Как участвовал в вашем творческом процессе Дмитрий Глуховский?
- Дмитрий изначально взял на себя роль координатора проекта «Вселенная Метро 2033». А разве могли быть другие кандидатуры?

Вначале Глуховский одобрил синопсис, разработанный мною и согласованный с издательством, затем подключился к работе над «Темными туннелями» уже на последнем этапе. Тут стало ясно: Дмитрий не только отличный писатель, но и великолепный редактор. А ведь от редактуры, свежего и профессионального взгляда на готовое литературное произведение, во многом зависит его успех у читающей публики.

- Долго ли писалась книга? Сколько времени в день вы уделяли написанию?
- К сожалению, я – крайне неорганизованный человек. По главе в день писать не умею. Могу неделю валяться на диване, а затем в одну ночь выдать сразу несколько глав. Автор ведь тоже путешествует по роману вместе со своими персонажами. Причем, то по метру, то по километру в час.

Моя скорость написания начинает возрастать после того, как герои книги оживают, становятся уже не шаблонными, а конкретными личностями, наделенными определенными достоинствами и недостатками. Обретают, так сказать независимость, от своего создателями. Когда автор начинает смеяться над шутками созданного им героя, жалеть его и восхищаться им, то количество написанных строчек уже не имеет значения.

Если же суммировать затраченное на роман время, то выглядеть это будет так: конкурс объявили в начале сентября, а в первых числах февраля «Темные туннели» ушли в печать. К слову, и редакцию издательства АСТ и самого Дмитрия Глуховского мои скорости поразили.

- Как часто вы были в Москве и в метро в частности раньше и в процессе создания романа?
- Московское метро тесно связано с моей молодостью - срочную службу я проходил в Москве. Воинская часть располагалась в районе станции Войковская. Основные впечатление о метро – из тех, перестроечных времен. После этого бывал в Москве довольно редко: лишь когда требовалось ехать в очередное издательство.

Однако до сих пор чувствую себя увереннее как раз в московской подземке, чем, например, в минском метро. Хотя в последнем бываю чаще.
Таким образом, для написания «Темных туннелей» бывать в Москве не потребовалось. Хватило армейских впечатлений, фотографий и описаний метро, размещенных в интернете.

Правда, теперь, когда получены столь лестные отзывы читателей о моем произведении и будет стоять вопрос о продолжении «Темных туннелей», побывать в московском метро собираюсь обязательно. Не просто прокатиться на поезде, а войти непосредственно в туннели, о которых писал. Думаю, Дмитрий Глуховский не откажется помочь мне здесь в роли экскурсовода.

- В постапокалипсическом будущем «Темных туннелей» действуют анархисты, коммунисты. Живучесть и актуальность этих идей в середине XXI века - это ваш прогноз, или использование популярных политических брендов - всего лишь коммерческий ход?
- Стоит вспомнить знаменитую фразу одного из российских политиков: чтобы мы не изобретали, все равно получается КПСС.

Мне кажется, что какими не были новые политические течения, они все равно будут всего лишь вариациями на правые и левые темы. Человечество так устроено, что всегда будет делиться на революционеров и консерваторов, вновь и вновь пытаться реализовать идеи, заложенные теоретиками той или иной, уже существовавшей модели устройства мира. Ведь моделей этих не так уж и много. Не думаю, что жители постядерного Метро могли бы изобрести что-то принципиально новое.

Идея сделать главного героя романа «Темных туннелей» анархистом, пришла ко мне не случайно. Еще в институтские времена, для какого-то семинара по философии я готовил доклад о Бакунине. Его идеи так «зацепили», что я всерьез заинтересовался патриархом анархокоммунизма, великим русским ученым Кропоткиным. После прочтения его работ «Хлеб и воля», «Записки революционера», перешел к биографии Нестора Махно, который попытался реализовать теоретические наработки основоположников анархизма на практике. Понял, что, несмотря на чрезмерную импульсивность, Нестору Ивановичу многое удалось, но так и остался поклонником Кропоткина, который не запятнал свои руки кровью, а остался просто великим мечтателем.

Поэтому и герой «Темных туннелей» Анатолий Томский – русский Че Гевара. Не кабинетный строитель нового мира, получающий за добрые дела весьма конкретную зарплату, а истинный революционер, готовый пожертвовать жизнью за свои, пусть и призрачные идеи.

По моему глубокому убеждению если мир и спасут, то сделают это не те, кто знает все пути-дороги в светлое будущее, а вечно сомневающиеся мечтатели-идеалисты.

- Создатели проекта «Вселенная Метро 2033» анонсируют создание и выход книг не только о московском метро, но и о подземке других городов, в том числе Минска. Не вам ли доверена эта миссия?
- После успеха «Темных туннелей» мне отведена друга миссия - судя по отзывам читателей, они хотят продолжения истории Анатолия Томского. Мне удалось занять свое место во Вселенной Метро, а это уже определяет границы будущих историй. Томскому будет необычайно сложно, даже нереально оказаться в минском метро.

В нашей сьтране есть много талантливых авторов и, думаю, что книга об отечественной подземке будет вскоре написана одним из них.

Я тоже буду писать о Беларуси, но в другом ключе. Благодаря участию в проекте Дмитрия Глуховского мной заинтересовалось одно из известных издательств. Одобрен синопсис романа в жанре артефакт-детектив. Я получаю уникальную возможность вернуться к герою своего первого, из опубликованных романов – нашему земляку, сельскому участковому инспектору. Речь пойдет о загадке Креста Евфросинии Полоцкой, а значит и о Могилеве - городе, с которым неразрывно связана таинственная история Креста.

На: Писатель Сергей АНТОНОВ: ...

Антонов, анархизм и БГ как-то плохо вяжутся...А слабо беларускую действительность? Хотя, Оруэлл тебя опередил...