Опрос


ТЕМЫ

Последние комментарии

КУРСЫ ВАЛЮТ

След в истории

Голынские возвращаются в свое имение

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить на e-mailОтправить на e-mail
Автор: 
Александр БОЛДОВСКИЙ.

В каждом населенном пункте, будь он маленьким или большим, есть свои достопримечательности: храм, музей, озеро, курган либо могучее дерево. В древнем городе Кричеве это не перестающий радовать взор дворец, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Старова для светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. В свое время императрица Екатерина II подарила своему фавориту все Кричевское староство вместе с крепостными крестьянами.

Отличными мастерами были наши далекие предки — строили на века.
Величественный особняк всего за девять лет возвели: в 1778 году положили в фундамент первый камень, а в 1787-м сдали, как теперь говорят, под ключ. Шестьдесят одна украшенная богатым лепным декором комната размещалась на двух его этажах. Мощные стены залов помнят чарующую музыку полонеза, мазурки, менуэта и вальсов, помнят танцующих шляхтичей Голынских, Комар-Забожинских, Цехановецких, Собанских, Понятовских, Сеноженских, Малаховских и прочей знати. 19 января 1787 года Кричев посетила сама императрица и остановилась во дворце, где в ее честь был дан бал...

Светлейший князь Григорий Александрович впоследствии (по одной из версий) продал свои Кричевские владения представителю древнего дворянского рода Ивану Голынскому, чье имение находилось в Холоблине. Его потомки владели дворцом вплоть до 1917 года. Последним владельцем был Иосиф Владиславович Голынский.

После революционных событий во дворце последовательно размещались: гимназия, школа, педагогическое училище и школа-интернат. Последний ремонт в нем проводился в 1960 году. Величественное здание, естественно, находилось в неприглядном виде, поэтому было решено провести реставрацию.
За дело принялись в 1986 году. Реставрационные работы велись ни шатко ни валко, поэтому затянулись, а потом и вовсе приостановились. И только в 2005 году за объект взялись основательно, что позволило наконец-то завершить долгострой.

16 февраля 2008 года состоялось торжественное открытие обновленного Дворца Потемкина. Он предстал перед гостями во всем великолепии. Мне посчастливилось быть очевидцем этого знаменательного для города события, а так как в 60-е годы прошлого столетия я постигал в его стенах азы грамоты, то могу авторитетно заявить, что нынешние изящество и роскошь просто поражают. Все увиденное вселяет гордость за наших талантливых предков, которые смогли собственными натруженными руками сотворить этот шедевр, который занял достойное место в когорте замков и дворцов, словно еще одна жемчужина в короне Беларуси.

Теперь обновленный, можно сказать, возрожденный памятник архитектуры стал излюбленным местом не только для туристов, но и для местных жителей. Ведь там, на первом этаже, расположен ЗАГС, а бракосочетание во Дворце, где ступала нога императрицы, – это круто. Запись на видео и цветные фотографии станут семейной реликвией на века. Во время экскурсии работницы музея подробно расскажут о прошлом и настоящем города, дадут исчерпывающие ответы на возникшие вопросы.

Нельзя не отметить, что внешнему виду здания соответствуют интерьеры его помещений. Меблировка залов и покоев выполнена в стиле той эпохи, в кабинете владельца дворца есть рабочий стол, библиотека дореволюционных печатных изданий, иконы, оружие, монеты и медали. А еще живописные полотна, копии, конечно.

Многочисленные посетители восторгались архитектурным творением, а вот здесь и сейчас увидеть былых владельцев имения не могли. На помощь пришли художники. Портреты императрицы Екатерины II и князя Потемкина-Таврического ранее написал местный мастер кисти Святослав Лазарев, а могилевский живописец Александр Росинов воссоздал образы шести представителей фамилии бывших владельцев Кричева. На отдельном полотне он изобразил их дворянский герб и передал его в дар историческому музею.

Итак, шляхтичи вернулись в свое имение спустя 95 лет. Теперь парадную лестницу украшают портреты Ивана, Михаила, Терезы, Викентия, Игнатия и Анны Голынских. Преисполненные величия и благородства, они, как беспристрастные судьи, молча взирают на окружающий мир, словно пытаясь сравнить его с минувшими временами. И нужно отметить, что сравнение это, к большому сожалению, не всегда в нашу пользу.

Открытие портретной галереи стало событием в культурной жизни райцентра, тем более что оно совпало с Днем основания города, а также освобождения его от гитлеровских захватчиков в 1943 году. На торжестве присутствовали представители местной власти во главе с первым заместителем председателя райисполкома Татьяной Марочковой. А из Санкт-Петербурга приехали потомок Михаила Голынского российский писатель Александр Краснолуцкий и его коллега по перу Борис Шуйский. Они вручили директору музея Вадиму Рыськову свои книги.

Александра Юрьевича и Бориса Андреевича сблизило общее увлечение – краеведение. Они ищут то, что скрыто от нас в архивах, в фондах национальных библиотек, в запасниках музеев и картинных галерей. Свои интересные находки систематизируют и готовят к опубликованию. Так, в результате многолетней кропотливой исследовательской работы Краснолуцкого в сентябре 2010 года вышла в свет книга «Злая судьба рода Голынских». В ней поколенная родословная роспись снабжена биографическими справками по 318 представителям рода.

Труд Александра Юрьевича над исследованием своего генеалогического древа – достойный пример для подражания. Его книга не дает забыть, кто мы есть, учит нас любви к своим родственникам, предкам, Отечеству. А еще она ценна тем, что содержит обширный систематизированный исторический и краеведческий материал о нашем крае на всех этапах его развития. Это делает ее уникальным справочником для всех, кто интересуется историей Восточного региона нашей страны.

Питерские писатели не скрывали восхищения от всего увиденного в возрожденном дворце, они дали высокую оценку отношению государства и работников культуры к унаследованным ценностям.

Мое давнее заочное знакомство с Краснолуцким завершилось встречей во дворце. Длительная дружеская беседа с писателями обогатила интересной информацией. Коллеги рассказали о недавно опубликованных в Санкт-Петербурге исторических материалах, мы обменялись своими книгами.